Программа “Ибис” – игровое биоуправление и саморегуляция
Разработчики метода игрового
биоуправления –
Институт
медицинской и биологической кибернетики СО РАМН.
Программа предназначена для использования
в практике учреждений общего и среднего образования, специального образования,
школах вспомогательного направления, образовательных учреждений с
оздоровительным профилем и лечебно-профессиональных учреждений включающих в
себя педагогический процесс.
Цель программы:
Создание благоприятных
условий для развития личности, осознающей единую психофизиологическую природу
человека, практически владеющей важнейшими навыками саморегуляции.
Реализация программы “Ибис”
в школе построена по-уровнево, соответственно занятия с младшими, средними и
старшими школьниками. Хотя работу с ребятами можно начинать в любом возрасте.
На теоретических занятиях
детям даётся доступная в их возрастной группе информация о стрессе, о реакциях
человеческого организма на стресс, перегрузки, напряжение.
С детьми проводятся
практические занятия, на которых в адекватной возрасту форме, ребята обучаются
приёмам релаксации, снятия напряжения, дезактуализации негативных переживаний,
повышение концентрации внимания, выработке позитивной поведенческой стратегии и
т. д.
Основная часть программы,
это психофизиологический тренинг. Именно эта часть программы “Ибис” делает
достигаемый ребёнком позитивный результат устойчивым на долгие годы. В процессе
тренинга вырабатываются глубоко закреплённые (на уровне памяти тела) навыки
саморегуляции и самоконтроля. Методика построена на основе компьютерной игры,
поэтому пользуется неизменным интересом среди детей, а достигаемые результаты
ощутимы и очевидны, что значительно повышает самооценку ребёнка. Компьютерная
основа тренинга даёт возможность ребятам легко и эмоционально освоить
взаимодействие с компьютером, снять страх перед ним.
Методика тренинга
основывается на принципе биологической обратной связи
Биологическая обратная связь
– путь самопознания и формирования навыков самоконтроля.
Биологическая обратная связь
– это принцип организации самоуправления физиологическими функциями организма.
На применении принципа биологической обратной связи основан метод –
функциональное биоуправление.
При реализации метода
биоуправления, происходит регистрация физиологических параметров организма и
преобразование их в сигналы обратной связи (при помощи специальной аппаратуры),
которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Таким
образом, тренирующиёся человек, имеет редкую возможность увидеть или услышать
сигналы, соответствующие состоянию функций его организма. Учитывая, что
воспринимаемые сигналы свидетельствуют о сиюминутном характере физиологического
параметра, человек может не только констатировать собственное состояние или его
мгновенные изменения, но и получает возможность с помощью навыков
самоуправления осознано изменять регистрируемый параметр в необходимом
направлении. На применении метода биоуправления основана новая компьютерная
лечебно оздоровительная технология.
Биоуправление – направленное
изменение физиологических функций организма в нужном для оздоровительных и
тренировочных целей направлении.
Биоуправление превращает
человека из объекта вмешательств в заинтересованного субъекта познавательно –
оздоровительного процесса.
В результате
оздоровительного тренинга создаётся модель эффективного поведения (система
устойчивых навыков саморегуляции), а также целеорганизуется учебный и
оздоровительный процессы.
Современный компьютерный
игровой тренинг состоит из специальной аппаратуры, регистрирующей
физиологические параметры организма, компьютера, в котором происходит
обработка, преобразование этих параметров и введение их в сюжет специальной
компьютерной игры.
Игровые сюжеты выполнены
средствами мультимедиа, они носят скрытый или явный соревновательный характер.
Нарушения адаптации,
когнитивных процессов и общее эмоциональное напряжение характеризуются изменением
определённых физиологических параметров.
Развитие сюжета игр
управляется изменением этих параметров – периферической температуры, частот
сердечных сокращений.
Регистрация параметров
производится с помощью специальных датчиков и приборов “Биотемп-2” и “Детектор
пульса”.
Игровые тренажёры не
являются узкоспециализированными. Они предназначены для профилактики широкого
круга психосоматических заболеваний.
Все результаты записываются
в дневник игры, а данные сохраняются в базе, что позволяет проследить динамику
обучения.
Программа “Ибис”
представляет эффективные пути решения этих проблем
Проблема Решение
Информационный
стресс, связанный с увеличением потока знаний |
Обучение
навыкам сохранения концентрации внимания в стрессовых ситуациях |
Усиливающееся
давление |
Обучение навыкам адаптивного поведения |
Сохранение психосоматического здоровья детей и подростков |
Обучение навыкам саморегуляции |
Наркомания и другие аддитивные расстройства, как путь ухода от реальности |
Обучение механизмам самозащиты, внутренней устойчивости к ситуации |