Программа “Ибис” – игровое биоуправление и саморегуляция

 

Воробьева М.Ф., педагог-валеолог центра «Гармония»

 

Разработчики метода игрового биоуправления Институт медицинской и биологической кибернетики СО РАМН.

Программа предназначена для использования в практике учреждений общего и среднего образования, специального образования, школах вспомогательного направления, образовательных учреждений с оздоровительным профилем и лечебно-профессиональных учреждений включающих в себя педагогический процесс.

Цель программы:

Создание благоприятных условий для развития личности, осознающей единую психофизиологическую природу человека, практически владеющей важнейшими навыками саморегуляции.

Реализация программы “Ибис” в школе построена по-уровнево, соответ­ственно занятия с младшими, средними и старшими школьниками. Хотя работу с ребятами можно начинать в любом возрасте.

На теоретических занятиях детям даётся доступная в их возрастной группе информация о стрессе, о реакциях человеческого организма на стресс, перегрузки, напряжение.

С детьми проводятся практические занятия, на которых в адекватной возрасту форме, ребята обучаются приёмам релаксации, снятия напряжения, дезактуализации негативных переживаний, повышение концентрации внимания, выработке позитивной поведенческой стратегии и т. д.

Основная часть программы, это психофизиологический тренинг. Именно эта часть программы “Ибис” делает достигаемый ребёнком позитивный результат устойчивым на долгие годы. В процессе тренинга вырабатываются глубоко закреплённые (на уровне памяти тела) навыки саморегуляции и самоконтроля. Методика построена на основе компьютерной игры, поэтому пользуется неизменным интересом среди детей, а достигаемые результаты ощутимы и очевидны, что значительно повышает самооценку ребёнка. Компьютерная основа тренинга даёт возможность ребятам легко и эмоционально освоить взаимодействие с компьютером, снять страх перед ним.

Методика тренинга основывается на принципе биологической обратной связи

Биологическая обратная связь – путь самопознания и формирования навыков самоконтроля.

Биологическая обратная связь – это принцип организации самоуправления физиологическими функциями организма. На применении принципа биологической обратной связи основан метод – функциональное биоуправление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При реализации метода биоуправления, происходит регистрация физиологических параметров организма и преобразование их в сигналы обратной связи (при помощи специальной аппаратуры), которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Таким образом, тренирующиёся человек, имеет редкую возможность увидеть или услышать сигналы, соответствующие состоянию функций его организма. Учитывая, что воспринимаемые сигналы свидетельствуют о сиюминутном характере физиологического параметра, человек может не только констатировать собственное состояние или его мгновенные изменения, но и получает возможность с помощью навыков самоуправления осознано изменять регистрируемый параметр в необходимом направлении. На применении метода биоуправления основана новая компьютерная лечебно оздоровительная технология.

Биоуправление – направленное изменение физиологических функций организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлении.

Биоуправление превращает человека из объекта вмешательств в заинтересованного субъекта познавательно – оздоровительного процесса.

В результате оздоровительного тренинга создаётся модель эффективного поведения (система устойчивых навыков саморегуляции), а также целеорганизуется учебный и оздоровительный процессы.

Современный компьютерный игровой тренинг состоит из специальной аппаратуры, регистрирующей физиологические параметры организма, компьютера, в котором происходит обработка, преобразование этих параметров и введение их в сюжет специальной компьютерной игры.

Игровые сюжеты выполнены средствами мультимедиа, они носят скрытый или явный соревновательный характер.

Нарушения адаптации, когнитивных процессов и общее эмоциональное напряжение характеризуются изменением определённых физиологических параметров.

Развитие сюжета игр управляется изменением этих параметров – периферической температуры, частот сердечных сокращений.

Регистрация параметров производится с помощью специальных датчиков и приборов “Биотемп-2” и “Детектор пульса”.

Игровые тренажёры не являются узкоспециализированными. Они предназначены для профилактики широкого круга психосоматических заболеваний.

Все результаты записываются в дневник игры, а данные сохраняются в базе, что позволяет проследить динамику обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Программа “Ибис”
представляет эффективные пути решения этих проблем

 

                   Проблема                                                     Решение

Информационный стресс, связанный с увеличением потока знаний

Обучение навыкам сохранения концентрации внимания в стрессовых ситуациях

Усиливающееся давление
социальной среды

Обучение навыкам адаптивного поведения

Сохранение психосоматического здоровья детей и подростков

Обучение навыкам саморегуляции

Наркомания и другие аддитивные расстройства, как путь ухода от реальности

Обучение механизмам самозащиты, внутренней устойчивости к ситуации